Вечная память...
Наука и врачи, тоненькая грань, которая отделяет человечество от по-настоящему страшных бедствий. Думаю, у многих в жизни был момент, когда ты строишь планы, дышишь полной грудью, и вдруг вспышка ... и жизнь делится на "до" и "после". И лежа на больничной койке, ты с надеждой смотришь на усталых людей в белых халатах, понимая, насколько незначительным было все, что осталось "там", и что весь ты, всё твое будущее целиком - в их натруженных руках. В моей жизни такое случалось не раз. И пишу сейчас этот текст исключительно и только благодаря советским и российским врачам.
Врачи - люди, которые сознательно идут по жизни стезей служения человечеству. Удивительная профессия, про которую мы объективно забыли за последние годы. Забыли, чем это самое человечество обязано им, отмахиваясь более чем скромными зарплатами и надбавками, загружая их тоннами бестолковой отчетности, алчно, толпой, бросаясь карать за малейшую ошибку. И вот теперь весь мир с надеждой смотрит на них, отдавая себе отчет, что только они в силах вернуть такую, как оказалось, спокойную и размеренную жизнь.
- Хирург Николай Склифосовский (1836-1904) лично спас сотни солдат, проводя операции во время Русско-Турецкой войны (1877-1878), Балканской войны (1876) и других военных конфликтов. Однако главная его заслуга была в установлении строгих гигиенических норм во врачебной практике. Антисептические повязки на основе спирта и йода начал использовать Николай Пирогов, однако только его ученику Склифосовскому удалось ввести обязательное применение антисептиков.
- Основатель русской школы иммунологии Илья Мечников (1845-1916) в Российской империи, а затем во Франции, занимался вакцинацией от бешенства, холеры и сибирской язвы. Чтобы проверить собственные гипотезы о распространении бактерий, он привил себе затем сифилис и возвратный тиф, кровь малярийного больного, каждый раз борясь со смертью. Он дважды выпивал зараженную холерой воду.
- Родившийся в Одессе, а позже работавший в Швейцарии, Франции и Индии Владимир Хавкин фактически избавил человечество от двух страшных инфекций, унесших жизни миллионов. Вакцину от холеры доктор Хавкин разрабатывал в течение трех лет, трудясь в Париже под началом основоположника микробиологии Луи Пастера. После успешного опыта на животных требовались испытания вакцины на человеке. В 1892 году втайне от своих коллег Хавкин сам сделал себе прививку, а через некоторое время повторил процедуру. Эксперимент прошел успешно. Удивительно, что первое время вакцина воспринималась властями в штыки. Эффективность антигена удалось доказать «благодаря» эпидемии в Индии, куда Хавкина отправило британское правительство. Спустя несколько лет Индия снова «позвала» медика – на этот раз было необходимо справиться с бубонной чумой. Вакцину разрабатывали в небольшой лаборатории в Бомбее. Когда она была готова, для Хавкина вопрос о том, кто из людей должен ее апробировать, даже не стоял: конечно же, он сам. В итоге показатель смертности от чумы уменьшился в 15 раз. Спустя годы именем врача, которого Антон Чехов называл «самым неизвестным человеком в России», назвали бомбейский институт.
- К концу 1920-х годов немецкий врач Вернер Форсман разработал технику введения катетера в сердце. Крупнейшие кардиологи того времени полагали, что введение в наш «пламенный моторо» инородного предмета вызовет мгновенную смерть. И тогда Форсман решил опробовать изобретение на себе: надрезал вену на предплечье и ввел в нее тоненькую трубочку-катетер. Первый опыт не был доведен до конца: его остановил ассистент. Во второй раз неугомонный доктор проделал все сам и сделал рентгеновский снимок собственного сердца с катетером внутри.
И вот снова пришла беда. И за окном людей по всему миру гремит первый коронавирусный фронт. И люди в белых халатах каждый день уходят на передовую, в окопы красной зоны.
Journal information